Мимоходом оброненная жалоба на мои трудности с обработкой RAW неожиданно вызвала бурную реакцию в моей твиттер-сфере. Многие хотели понять, что же там такое у нас с RAW случилось. Вот, рассказываю.
Я и фотография
Фотография — не моё хобби. Я, конечно, научился не снимать небо на полкадра, не зарезать ноги и что-то где-то знаю про композицию и ГРИП. Но для меня это не является искусством, я просто фиксирую изображение и радуюсь, если оно вдруг получается хорошо.
Поэтому "полез в RAW" я просто потому, что вдруг стало интересно попробовать. Если этот процесс окажется достаточно понятным, то хорошо будет иметь более красивые фотки.
Инструменты
Я пользуюсь Ubuntu, и у меня стояла к тому времени RawStudio. И ещё мне посоветовали DarkTable, который, как я понимаю, сейчас ближе всего к понятию "LightRoom для Линукса".
Начал я со второго… и очень быстро закончил. Я смог импортировать фотки с карточки фотоаппарата в программу, но что делать дальше совершенно не понял. Рабочая область в середине заполнилась слегка размытой первой фотографией сета. Но я не нашёл сразу ленты с превьюшками, чтобы перемещаться между кадрами. Покликав вокруг, ленту я как-то добыл, но не смог выбирать из неё отдельные кадры. То ли оно сильно тормозило, то ли не перерисовывалось, то ли я просто делал что-то не то.
На этом моменте я понял, что DarkTable рассчитан не на любителей вроде меня. Возможно, интерфейс удобен тем, у кого есть опыт работы с LightRoom. Возможно, надо прочитать какой-то тьюториал. Но мне было проще запустить RawStudio.
С RawStudio всё прошло более гладко, хотя я и не сразу разобрался в том, каким именно способом лучше применять общие установки для многих фоток. А так, софтинка быстрая, мне понравилась.
Тягомотина
Дальше я стал каждой фотке выставлять всякие параметры. В этом процессе меня всегда удручало то, что одних и тех же эффектов можно добиваться миллионом разных способов. Например Exposure и Contrast по идее полностью выражаются через кривую интенсивности. Но кривая позволяет больше свободы, поэтому когда общих настроек не хватает, и я берусь за кривую, я перестаю понимать, как эти вещи будут применяться вместе. Должен ли я сбрасывать exposure/contrast или нет? Та же проблема с Hue и цветовой температурой.
Мне очень хотелось, чтобы кто-то, умеющий это делать, сидел рядом и на примерах объяснял, что происходит. А так это походило на то, как если бы меня посадили в вертолётную кабину и сказали: "взлетай". Я, конечно, неглупый инженер и со временем могу выявить все взаимозависимости, но удовольствия этот процесс не доставляет — я результат хотел получить.
К десятому где-то снимку процесс меня стал раздражать сверх всякой меры. Я тщетно пытался блёклый синюшный автобус сделать таким же ярко красным, как он был на соответствующем JPEG'е из камеры (и в жизни). И вот тут-то меня и осенило…
Смысл
Я понял, что трачу какие-то неимоверные усилия, которые меня совсем не развлекают, на то, чтобы получить то, что у меня и так уже есть! А ещё при ближайшем рассмотрении оказалось, что у RAW-снимков не выправлены геометрические искажения объектива: видимо, библиотека не знает ничего про объективы моего Lumix G1.
Вот тогда я всё это бросил и написал свою эмоцию в сочувствующий Твиттер :-).
Я, конечно, понимаю, что в принципе смысл в этом всём есть. Я даже готов был бы этим заниматься ради какого-то действительно ценного снимка, в котором только из RAW можно достать детали в тенях. Но я не вижу смысла делать это для сотни репортажных снимков, ни один из которых не задумывался, как шедевр. А подправить слегка контраст и насыщенность я и прямо в Shotwell могу. Я не настоящий фотограф :-).
Комментарии: 27 (особо ценных: 1)
Привет, Иван.
Использую DxO Optics Pro: работает автоматически, но позволяет вмешиваться в процесс. Есть версии для Выни и Мака.
Так я не понял из поста - фоток с вулкана нам не видать, что ли? :-) Если нужна помощь - скинь часть равов я их помогу тебе в чувство привесть...
Да будут, будут фотки :-). Завтра, наверное…
Согласен, пусть работают "мозги" вашего люмикса - во всех современных фотоаппаратах есть встроенные алгоритмы анализа и обработки изображений, и очень хорошие. Зачем делать хуже то, что может сделать лучше ваш фотоаппарат? :)
Фоткаю на хорошую мыльницу - в обычный жпег, мне нравится то что там получается. А на зеркалку - иногда в жпег, но чаще в RAW, когда считаю что с данной фоткой лучше поработать самому.
А Picasa пробовал? Она вроде как поддерживает RAW и, насколько я помню, там есть кнопка «Сделать мне красиво». Ну и интерфейс простой, для любителя.
Я в последнее время почти перестал самостоятельно фотки править, полагаюсь на автоматику. Но снимаю всё равно в RAW, т.к. больше доверяю автоматике в своём компьютере, чем в фотоаппарате.
На мой взгляд, Вы просто используете не тот инструмент. Это как использовать валенки для бега - в своей стихии они великолепны, но если их пытаться использовать для спорта - вызывают примерно те же отзывы что и у Вас:)
В чем сила RAW: более широкий динамический диапазон и баланс белого, который можно выставить постфактум. Таким образом, разумно использовать RAW при съемке в сложных условиях освещения (разноцветный свет, окно плюс лампы накаливания и пр.) и, опять же, в сложных условиях освещения, но касающихся качества и количества света (высокий контраст, контровый свет, недостаток света). Во всех остальных случаях камера справится и сама вполне пристойно.
На резонный вопрос "не переключать же каждый раз режим съемки" можно посоветовать следующее: почти во всех программах есть режим конвертации "as shot", который конвертирует изображение примерно так же, как это сделала бы камера. Кроме того, у RAW снимков есть еще одна "вкусность" снимки сделанные в похожих условиях не обязательно обрабатывать по отдельности - обработав один снимок, можно параметры обработки скопировать и применить к остальным.
В общем, я бы сказал что RAW - это не прикольная мулька (или не только прикольная мулька:), а инструмент со своей областью применения. И со своими недостатками, естественно. Просто Вы попытались его применить не по назначению - отсюда и результат.
А я благодарен RAW-у хотя бы за то, что он сподвиг Ивана на написание нового поста в основательно заглохший блог:)
можно снимать в raw+jpeg и использовать raw только в тех случаях, когда нужно.
Могу посоветовать RawTherapy (http://rawtherapee.com/). Основное преимущество pdf-ман страниц на 15, проясняющий смысл всех инструментов и best practices их применения.
Лайтрум автоматом выдаëт джпеги симпатичнее, чем Panasonic G2. Кроме того, можно подкрутить баланс белого немного, например, а в джпеге уже никак.
Просто нет под Linux нормальных программ для работы с RAW-файлами, на самом деле. В Lightroom всё приятно, умно и понятно. Запускать разве что под вайном его…
Я сам перепробовал много софта под Linux для работы с RAW и пришел к выводу что это неблагодарное занятие. В отличии от тех же Light Room и Aperture они даже не способны отренедерить RAW на уровне камеры. Сам сейчас пользуюсь Aperture, но слышал что для большинства моделей камер лучше всего рендерит RAWы Light Room.
Слушайте, почему все повторяют, что в JPEG'е нельзя подкрутить баланс белого? С каких пор? Это же просто цвета. Да, там всего 8 бит на канал, но это сути не меняет.
Именно что цвета. И если этих цветов нет, то взять их неоткуда. Если снимали при лампе накаливания, то все цвета будут в желто-красной гамме и синему каналу там просто неоткуда взяться, как ни крути ползунки. В RAW нет информации о цвете, в привычном понимании. Это просто архив с яркостными данными снятыми с матрицы. Так что цвета в итоге из него можно получить любые.
Вывод решительно одобряю.
Меняет когда небо выбито в белизну, а тени в черноту. Raw возможно поможет.
И да, нет смысла всё прогонять из RAW руками при наличие достаточного jpeg. Пусть себе лежит на всякий случай в архиве.
Это вытягивание. А я про баланс белого. Когда картинка слишком синяя, слишком зелёная и всё такое. Если снимок в принципе нормально выдержан, то цветовой баланс можно двигать и в 8 битах, если нет потом цели отдельные пикселы разглядывать.
Не сочти за сарказм и всё такое, но ты не хочешь про Мак подумать? Я не ярый агитатор, но с фото там всё-таки получше. Да и некоторые другие вещи удобнее, чем в Линуксе.
По точности баланса лучше всего замер BB с серой картой. А если руками кривые двигать, то имхо никакой разницы по усилиям между raw и jpeg нет, но рав дает большую точность (всётика там разница не только 16 vs 8 bit).
Ну не думаешь же ты, что я не перехожу на Мак, потому что никогда про это не думал? Я просто решил, что не хочу. Это личное эмоциональное предпочтение.
Иван, ты мой гуру в фотографии! Ушел писать 256 раз "не зарезать ноги!"
Как-то давно думал, стоит ли хранить оригиналы в RAW.. Наверное когда научусь снимать шедевры, то да :) Все-таки алгоритмы обработки совершенствуются, и более дорогая "тушка" может отличаться просто прошивкой и скоростью обработки. В будущем пригодится, если придется "поднять архивы". С другой стороны, попробуй сейчас прочитать 5" дискету ;)
Примерно под этим лозунгом adobe продвигает формат DNG:)
Два вопроса: когда фотоаппараты полноценно будут поддерживать DNG и когда DNG перестанет терять информацию в снимках?
Думаю, никогда. А про информацию - не знаю. Это же не я его продвигаю, а адоб:)
Это были риторические вопросы :-)
Особо ценный комментарий
Наглядная демонстрация RAW vs JPEG: http://i.imgur.com/D2hcI.jpg
И обсуждение: http://www.reddit.com/r/pics/comments/ir1bv/this_is_why_i_shoot_raw/
Если автор так и не понял, зачем нужны RAW редакторы, то, наверное, оно ему и не надо. :) Хотя и в Darktable и в RawTherapee есть кнопочка автоэкспозиции, которая "делает красиво" У меня с панасовской беззеркалки в Rawtherapee лучше Jpeg'и даже на автомате получаются, чем из камеры. А тем, кто советует купить мак или поставить Aperture / Lightroom можно посоветовать идтилесом и куда подальше. Darktable и Lightroom им ни в чём не уступают - у меня на втором компьютере Aperture на хакинтоше стоит - могу сравнить.